+7 (351) 220-25-26

5 неудобных вопросов, или как директору ювелирного магазина оценить свою эффективность


Ювелирная торговля – дело, как известно, на века! Однако новое время диктует новые условия, и далеко не все игроки рынка успели к ним приспособиться. Сегодня руководители бизнеса понимают, что пренебрегать маркетингом и продвижением нельзя даже в кризис, но времени по-прежнему катастрофически не хватает.

Реклама как творческий процесс требует множества сил и ресурсов для планирования и организации, поэтому директор ювелирного магазина оказывается перед выбором: сделать плохо или не делать вовсе.

Чтобы кризисное время стало для вас и вашей компании периодом расцвета, необходимо как можно скорее провести полный анализ деятельности предприятия, выявить слабые и сильные стороны, конкурентные преимущества и зоны роста. И начать нужно с «головы», а именно – с оценки эффективности управления в компании.

Если вы хотите знать, правильно ли выстроен маркетинг в вашей компании, найдите время и задайте себе 5 простых вопросов.  Не увиливайте и не приукрашивайте действительность – вот главный совет! Пусть наградой за честность вам станут лояльные покупатели и высокие продажи!

1. Вижу ли я перспективу?

Одним из главных врагов успешного управления является «микроменеджмент». Несмотря на бесчисленное количество шуток на данную тему, стремление охватить своим вниманием все и вся в компании по-прежнему преследует бОльшую часть управленцев. Скажите, вы действительно считаете, что необходимо лично формировать заявку на цепи стандартных плетений или делать переоценку товара? Вы и правда должны заниматься поиском изделий для каждого индивидуального заказа и тратить время на обсуждение такие вопросов, как выбор поставщика воды или покупка средств для уборки салона? Особенно часто российские руководители, с головой погружаются в вопросы рекламы, лично вычитывают тексты для визитных карт, подсказывают дизайнерам, как выбирать из 20 оттенков зеленого самый-самый, и так до бесконечности…

Главная задача лидера была, есть и будет – определение стратегии развития компании! Именно вы и никто другой должны определить, какие признаки будут определять вашу компанию в глазах клиентов. Будет ли это дисконт-магазин или ваша целевая аудитория находится в сегменте выше среднего, будете ли вы гнаться за последними тенденциями ювелирной моды или предложите покупателям вечную классику – на все эти вопросы должен ответить руководитель. Безусловно, вы можете воспользоваться помощью внешних консультантов, заказав необходимые маркетинговые исследования рынка, это придаст необходимую конкретику мечтам и планам, но, в конечном счете, выбор остается за вами.

Но для того, чтобы эту задачу реализовать, необходимо подняться над обыденными сиюминутными проблемами функционирования предприятия, освободить голову от рутины для новых мыслей и идей. Страшно? Конечно, ведь отказ от полного погружения в  жизнь и работу подчиненных на первых порах может казаться потерей контроля. Если не сделать этот важный шаг, последствия будут вполне предсказуемыми – стагнация, затем регресс, и, вполне возможно, - полное прекращение деятельности.

2. Окружают ли меня правильные люди?

Теперь, когда вы четко представляете, куда вы движетесь и когда должны достичь конечного пункта назначения, самое время определиться, кто же может эту сказку сделать былью? Персонал – самое уязвимое и в то же время самое сильное звено в любой бизнес-структуре. Как ни странно, кризис является отличным временем для создания по-настоящему профессиональной команды, и вы можете в короткий срок привлечь к себе действительно «золотые» кадры. Главное – найти «своих», тех, кому понятны и близки ваши принципы управления, кто не отделяет свой успех от успеха компании и стремится к профессиональному росту. Я не призываю к глобальным чисткам, но задумайтесь – в сложное время вам действительно нужны люди, на которых вы не можете положиться? 

Хочу сразу же предостеречь – не все потребности предприятия стоит закрывать штатными сотрудниками. Мы привыкли привлекать фрилансеров или партнеров на разовые проекты – разработку макетов рекламной продукции, создание и наполнение сайта, рекламную фотосъемку и прочее. А продавцов, администраторов и прочий штатный персонал частенько нагружают разработкой маркетинговых планов и акций, придумыванием текстов для рекламных макетов. Не увлекайтесь!  И от основной работы отвлечете, и результативного продвижения не получите.

3. Есть ли способы улучшить то, что я делаю сейчас?

Итак, цель есть, команда сформирована. Самое время пересмотреть свои методы работы. Одна из главных ошибок при планировании продвижения – это отсутствие планирования! К примеру, на запуск рекламной кампании с момента согласования сути акции, ее бюджета и основных носителей составляет в среднем около полутора месяцев. Если сейчас, в феврале, вы вдруг решили заняться рекламной кампанией на 8 марта, скорее всего, вы уже опоздали.

В первую очередь я советую собственными силами или с участием привлеченных специалистов составить годовой график планируемых мероприятий, разделив его на три части: календарные, постоянные и периодические акции (смотри картинку), обязательно предусмотрев достаточное время и для подготовки, и для оценки прошедшего мероприятия. Затем, используя данный график, таким же способом распланируйте медианосители, выберите медиаканалы, подрядчиков и т.п. При таком подходе у вас всегда будет присутствовать «скелет», базовая основа акции, которая позволит вам оперативно внести правки в план или вовремя отреагировать на любую форс-мажорную ситуацию.

Организовали работу? Организуйте себя – изучите принципы тайм-менеджмента, приучитесь  записывать идеи, мысли, интересные находки коллег, планируйте каждый свой день и каждую неделю, контролируйте себя, не переставайте задавать себе вопрос «То, чем я занимаюсь сейчас, делает меня успешным?».  И – делегируйте, делегируйте, делегируйте!

4. Что я упускаю?

Помните – дьявол в мелочах, хотя в бизнесе мелочей не бывает. Если вы не формируете фото- и видеоархив, то у вас никогда нет качественных исходных материалов для рекламы или сайта. Не можете найти время для участия в выставках и иных отраслевых событиях? Будьте готовы к тому, что ваш ассортимент очень скоро устареет. Не умеете или не успеваете проводить анализ конкурентной среды – значит, большая часть средств, выделенных на рекламу и продвижение, будет затрачена впустую. И таких «мелочей» в маркетинговой стратегии ювелирной компании огромное множество. Не упустить важного вам поможет рекламный аудит, в ходе которого привлеченные специалисты оценивают имеющиеся внутренние ресурсы и наработки, анализируют слабые места и предлагают решения проблем. Такая услуга экономит вам не только время, но и весьма значительные средства.

5. К кому я могу обратиться за помощью?

Даже если вы все сделаете правильно, никто не застрахован от ошибок или сомнений в правильности пути. Не бойтесь просить помощи у профессионалов, только подходите к выбору партнера максимально осторожно, сейчас не время для неоправданного риска. Внимательно оцените имеющийся у компании опыт в интересующей вас сфере, запросите информацию о  результатах работы, изучите отзывы клиентов. Постарайтесь уже в самом начале взаимодействия прислушаться к ощущениям – насколько вам комфортно работать с этими людьми, можете ли вы им доверять, совпадает ли ваше видение процесса и результата. Если контакта не получится, вы по-прежнему будете стараться контролировать весь процесс, а ведь именно от этой пагубной привычки мы и пытаемся избавиться. 

Еще один источник поддержки – профессиональное сообщество, клуб "Российская ювелирная торговля". Знакомьтесь, устанавливайте рабочие и личные контакты, обменивайтесь опытом, ищите взаимовыгодные решения! В сложные кризисные времена даже просто возможность обсудить проблему уже создает чувство общности, уверенности в собственных силах и счастливом будущем. И тогда это будущее не заставит себя долго ждать!

Екатерина Локоцкова, директор «Агентства №1»
для "Ювелирная Россия", декабрь 2014

Агентство №1. Ювелирный маркетинг
2202526@list.ru
+7 (351) 220-25-26